История Тибетской Астрологии
Тибетская астрология — одна из древнейших астрологических систем. Она возникла более 4000 лет назад из наблюдений за погодой, светилами и т.д. и традиционно являлась частью медицинской системы, наряду с саче (тибетской геомантией — аналогом хорошо знакомого всем фэншуй).
В Тибете не было психологии и других систем консультирования. Астролог выполнял эту работу, внося ясность в вопросы из разных сфер жизни, а в случае неблагоприятных прогнозов давал советы и даже помогал в выборе партнера.
Тибетская астрология вобрала в себя все лучшее из непосредственно тибетской астрологии, астрологических знаний древней традиции Бон, китайской и индийской астрологических традиций, буддийской Калачакра Тантры. Так образовалась уникальная традиционная тибетская астрология.
Уникальная Тибетская Астрология имеет несколько корней:
- Добуддийская традиция Бон.
- Китайская астрология элементов.
- Калачакра тантра, пришедшая из Индии.
- Астрологические знания индуистов.
Первый источник тибетской астрологии — традиция Бон, существовавшая в древнем дотибетском государстве Шанг-Шунг. Частью этой традиции была астрология. Первый из девяти разделов традиции Бон говорит о предсказаниях, в том числе астрологических.
2-й источник тибетской астрологии — китайская астрология, которая появилась в Тибете в 7 веке н.э. вместе с китайской принцессой Венченг, супругой царя Тибета Сонгцена Гампо. Так в Тибет попали знания по астрологии элементов. Китайская традиция была связана с буддизмом, пришедшим в Китай на 400 лет раньше, чем в Тибет.
***В VIII веке в Тибет пришел Падмасамбхава (Гуру Ринпоче) и давал учения, в том числе и по астрологии. От него пошла линия передачи терма – сокрытых поучений по астрологии элементов.
3-й источник тибетской астрологии — Калачакра тантра. Перевод на тибетский язык Калачакра тантры, которую Будда дал незадолго до своего ухода, и принесенной из Индии в 11 веке, стал еще одним источником знаний по Тибетской астрологии.
Вместе с Калачакра Тантрой в Тибет попали астрологические знания индуистов. С того времени тибетская астрологическая система вобрала в себя все лучшее из непосредственно тибетской астрологии, астрологических знаний традиции Бон, китайской и индийской астрологических традиций. Была создана уникальная астрологическая система, которая и называется тибетская астрология. Так родилась астрология карци и астрология джунгци.
Ниже вы можете прочитать перевод статьи «История тибетской астрологии», размещенной на официальном сайте Института тибетской медицины и астрологии при Далай-Ламе (Дхармасала, Индия):
Тибетская астрология известна с давних времён. Её самые старые письменные источники относятся к 7-ому столетию новой эры. До этого времени астрологическое знание передавалось из уст в уста в стихотворной форме.
Тибетская астрологическая система уникальна. Она развилась на основе исконной для этого народа древней религии Бон и испытывала при этом влияние соседних Китая, Индии, Персии и Греции, а также философии буддизма. Хотя в тибетской астрологии присутствуют аспекты, свойственные индийским и китайским системам, способы их использования и интерпретации отличаются. Именно поэтому тибетская астрология представляет собой самостоятельную и отличающуюся от прочих систему.
Краткая история Тибетской Астрологии
До 2-ого столетия до н.э.
В древности религия Бон главенствовала в Тибете, и в ней уже тогда существовала астрология элементов. Но о первоначальной форме этой астрологии известно немного. Уже тогда существовало знание о пяти первоэлементах – Дерево, Огонь, Земля, Железо и Вода – а также о фазах Луны и Солнца. Гадание и система предсказаний опирались на шаманизм с его чёрной и белой магией, заклинаниями, жертвоприношениями.
Со 2-ого столетия до н.э. по 4-е столетие н.э.
Во время правления первого короля Тибета Ньятри Ценпо (он взошёл на трон в 127 году до н.э.) были созданы двенадцать главных доктрин Бон с детально разработанной системой, среди которых были астрология и медицина.
В этот период астрология активно развивалась, но довольно трудно определить точные даты этапов ее развития. Астрологи Бон соединили пять первоэлементов с внутренними энергиями Сог (жизнь), Лю (тело), Вангтанг (сила) и Лунгта (удача). Они также исследовали магический квадрат с девятью цифрами мева, в это же время начала формироваться система двенадцати животных.
4-е столетие н.э.
Первые Буддистские учения и священные тексты прибыли в Тибет, а вместе с ними и дальнейшее развитие получили астрология и астрономия.
6-е столетие н.э.
Тибетский король Намри Сонгцен посылает за границу для изучения астрологии четырёх ученых. Они вернулись, обладая большими знаниями по астрологии, и передавали их устно.
7-е столетие н.э.
33-й король Тибета Сонцен Гампо (617-650 гг.) взял себе пятую жену – китайскую принцессу Конг Джу. Она была буддисткой и в качестве её приданного в Тибет прибыли большие статуи Будды. Принцесса также знала астрологию и привезла с собой множество книг по классической китайской астрологии элементов. Сонцен Гампо построил буддистский храм и отправил одного из своих министров в Индию, с целью создания письменного тибетского языка, для перевода на тибетский священных буддистских текстов. Этот проект был успешно осуществлён, и с того времени в Тибете появились письменные источники, в том числе и по астрологии.
8-е столетие н.э.
Это столетие было « Золотым веком » для тибетской медицины, астрологии, и Дхармы. Шло активное развитие во всех областях науки, и этот период вдохновлял тибетских учёных ещё в течение многих последующих столетий. Король Трисонг Децен (718-785) пригласил индийского мудреца Гуру Падмасамбхаву передавать Учение. Он усовершенствовал астрологию элементов, объединив её с буддистской философией, и представил концепцию о том, что элементы в их чистом виде являются основой всей жизни во вселенной и те же самые элементы в их нечистой форме являются ядами для тела.
9-е столетие н.э.
Тибет страдал от слабого управления и упадка культуры, что также неблагоприятно влияло и на астрологию.
10-е столетие н.э.
Взойдя на трон, новый король Тибета послал ученых в Индию, чтобы возвратить некоторые учения, которые были утеряны во времена упадка. Этот период в тибетских исторических хрониках называется «Поздние переводы». В это время были переведены другие важные тексты по астрологии. Астрология элементов, пришедшая из Восточного Туркестана и испытавшая заметное китайское влияние, начала использовать 60-летний цикл, в котором сочетаются животные и элементы.
11-е столетие н.э.
Шри Калачакра Тантра была переведена с санскрита на тибетский в год Огня-Кролика (1027). В этом тексте содержатся основы современной тибетской астрономии, опираясь на которые сегодня составляется тибетский астрологический календарь с указанием ежедневного положения звезд, планет и знаков зодиака.
12-е столетие н.э.
Янгчар (Шива Свародхая Тантра), что означает Возникновение гласных, была переведена с санскрита на тибетский.
17-е столетие н.э.
Тибетская астрономия и астрология достигают нового пика, когда Деси Сандже Гьяцо регент Пятого Далай-Ламы, Нгаванга Лобсанга Гьяцо составил собрание астрологических текстов. Даже спустя почти четыреста лет этот текст все ещё используется тибетскими астрологами.
20-е столетие н.э.
В 1916 13-ый Далай-Лама основал в Лхасе Институт астрологии и медицины Мен-Ци Кханг. После вторжения в Тибет китайцев 14-ый Далай-Лама, бежавший из своей страны, в 1961 году восстановил Институт Мен-Ци Кханг в Дхармасале, на севере Индии.