Астрологический Трактат «Лунный Свет» Лочена Дхарма Шри

 

Основной текст, по которому мы изучаем тибетскую астрологию, «Лунный свет» принадлежит Лочену Дхарма Шри. В нем приведены тайные наставления по астрологии элементов. Об авторе, трактате и пяти элементах читайте ниже.

Лочен Дхарма Шри

«Лочен» переводится как «Великий Переводчик», Дхарма Шри – на санскрите означает «Дхарма» — «учение», «Шри» — это нечто великое, уважаемое, почитаемое. В целом его имя можно перевести как «Великое Учение». Буддизм в Тибет пришел из Индии. И там присутствует глубокое почтение к учителям и к истокам. Поэтому некоторые тибетские учителя носят санскритское имя.

Его имя на тибетском языке звучит как Лочен Чо Пел Зангпо. Лочен означает Лоцава Ченпо – Великий Переводчик. Чо – дхарма, учение Будды, Пел – великий, Зангпо – искренний, добросердечный, очень хороший человек.

Лочен Дхарма Шри

Лочен Дхарма Шри

Лочен Дхарма Шри родился в 1654 году. В детские годы он изучил тибетский язык. В тринадцать лет мальчик получил предварительное посвящение в монахи (геньен). В пятнадцать лет он получил вторую ступень монаха (гецо), и ему дал посвящение V Далай Лама. В двадцать лет он перешел на третью ступень монашества (гелогнг) и получил посвящение от учителя Кенчен Кунчок Тензина.

У Лочена Дхарма Шри было много учителей. Духовным учителем, обучавшим его астрологии и дхарме, был Падма Кар Ванг Джур Ме. Лочен Дхарма Шри получал знания по астрологии и от других учителей.

Трактат по астрологической системе «карци» он начал писать в 1714 году. После завершения этой книги, он создал еще много трудов по астрологии: и по системе «карци», и по системе «джунгци», астрологии элементов. Книгу, по которой в МАТТМ мы изучаем Тибетскую Астрологию «Тайные наставления по астрологии элементов, подобные свету Луны» он начал писать в поздний период своей жизни.

Лочен Дхарма Шри был великий Учитель, великий Мастер. Многие люди приходили к нему за знанием. 440 его учеников стали гелонгами — это высшая ступень монашества. 1498 учеников приняли среднюю ступень монашества – гьяцо. Сам Лочен Дхарма Шри был высоко дисциплинирован и обладал качеством высочайшей степени моральной дисциплины. В возрасте шестидесяти пяти лет в 1718 году он был убит монгольской армией.

Тайные наставления по астрологии элементов

Каков же полный смысл названия книги «Джунгци меннгаг давей осер» Лочена Дхарма Шри? «Джунгци» – означает астрология элементов. «Меннгаг» переводится как сам метод, сборник методов, который очень доступен пониманию, то есть вы очень быстро можете понять. То есть это небольшое количесво слов, в которых заключается много смысла. Возможно, в современном мире нам нужно больше таких «меннгаг», поскольку у людей нет времени, чтобы долго что-то изучать, долго что-то делать. И нам нужны такие методы, такие инструменты, с помощью которых мы можем проникнуть сразу в самую суть. Лочен Дхарама Шри в своих комментариях старается найти наиболее точные, наиболее краткие объяснения, содержащие глубокий смысл, для того чтобы ученикам было легко понять, он пытается найти наиболее быстрые способы.

«Давей осер» — свет луны. Этому названию дается много интерпретаций, но известно, что Лочен Дхарма Шри выбирал значения с глубоким смыслом. Тут идет аллюзия на то, что когда восходит луна, тьма отступает, наступает прилив океана, уходит жар дня и приходит прохлада и все становится свежим. Таким образом, с помощью этого учения ваша мудрость будет возрастать, подобно тому, как прибывают воды в океане во время прилива. Такова метафора. И эта мудрость будет помогать преодолевать препятствия и трудности в жизни. Ее сравнивают с прохладой ночи, которая приходит на смену жаре и суете дня.

Здесь сразу чувствуется влияние индийской культуры. Поскольку Лочен Дхарма Шри тибетец, он не бывал и не жил в Индии. В Тибете нет жары, это достаточно холодное место, он похож на Россию, там даже холоднее бывает. Таким образом, в тибетской астрологии прослеживается влияние индийской астрологии.

Конечно, речь идет не только о жаре и о влиянии индийской культуры, сама по себе эта метафора имеет глубокое значение. Безусловно, луна и лунный свет упоминается потому, что ночь это такое спокойное, удаленное от суеты время, когда все умиротворяется. Кроме того, по ночам распускаются некоторые виды цветов, и, подобно им, наш ум благодаря мудрости раскрывает свои потенциальные возможности. Иными словами, если вы прочтете эти комментарии, вы избавитесь от неведения. Все ваше неведение уйдет от вас. Это сравнивается с лунным светом, который рассекает тьму неведения. И, точно так же как неведение, отступят и все негативные эмоции, поскольку наш ум загрязнен мешающими эмоциями, и они контролируют нас, доминируют над нами. Если мы изучаем этот комментарий, то они растворятся и отступят, и мы не будем страдать от мешающих эмоций. И сказано, если изучить эти комментарии, вы станете более счастливыми, и ваша мудрость увеличится как воды океана. Метафора цветка, распускающегося при свете луны, означает, когда вы освоите знания, вы будете понимать, что вам нужно принимать, а что вам нужно отвергать.

Изучая астрологию, вы должны быть более осведомленными о буддийской традиции и об образе жизни людей, которые дают рекомендации. Поскольку, если мы будем следовать таким наставлениям, то наша жизнь будет легче, нам легче будет налаживать связь с реальностью и осознавать все, так как оно есть. Это одна из причин, по которой в начале книги пишутся такие слова.

Эти описания, которые приводятся в книге, они не являются необходимым условием и чем-то обязательным. Но, тем не менее, это очень полезно для духовного развития. И точно такжекак и врачи, астрологи должны обладать определенной самодисциплиной и заботиться о своем духовном развитии, следить за своей мотивацией и внести правильный образ жизни, который будет помогать развиваться духовоно. Это полезно со всех сторон. С одной стороны, это очень важно для того чтобы достичь просветления, а с другой стороны это просто полезно и правильно в духовной жизни. Лучше будет продвигаться ваша астрологическая и врачебная практика.

Пять элементов

Чтобы еще глубже понять смысл названия книги «Джунгци меннгаг давей осер», мы должны обратиться к истории тибетской астрологии. Как нам уже известно, «джунгци» — это астрология элементов. «Джунгва» на тибетском языке означает элемент. У нас есть пять элементов и далее я объясню, как пользоваться собственной рукой для вычислений.

Когда мы говорим об элементах, мы имеем в виду грубый уровень их проявления. Существует еще и тонкий уровень элементов, вобще говоря это энергия. А грубый уровень элементов — это то, что мы можем видеть, к чему можем прикасаться. Тонкий уровень элементов —  это то, что мы не можм видеть и к чему не можем прикасаться.

И возникает вопрос о том, откуда все это происходит? У нас есть еще обусловленный и непостоянный мир. Все в нашем мире непостоянно, иногда может присутствовать здесь, иногда там, иногда проявляться, иногда исчезать. И так же существует некая постоянная величина, такая как пространство. То есть существуют постояннные и непостоянные явления. И эти непостояннные феномены делятся на три категории. Первая категория — это, например, книги и какие-то предметы то, что называется объектами знаний. Вторая категория —  это само знание, сознание, ум. Третья категория — это нечто, несоставной фактор, который не является ни внешним, ни внутренним, но вто же время существует. Например, это время, день, прошлое, будущее. То есть это то, что мы не можем потрогать, внешнего наполнения у него нет, но в то же время оно работает, оно присутствует, оно действует в нашей жизни, например, прошлое, будущее. Поэтому мы его определяем в третий вид непостоянной природы. Грубый уровень непостоянных явлений —  это внешние феномены, а тонкий уровень элементов, скорее всего, принадлежит к третьей категории.

Все эти явления, и то, как устроен мир, из чего он состоит, не зависит ни от религии, ни от науки. Разные культуры, религии, наука пытаются объяснить и по-разному интерпретировать это. Но тот факт, что мы с вами, представители разных культур, уже встретились и мы пытаемся заниматься одним делом, это говорит о том, что с разных сторон и с помощью разных подходов мы можем попробовать понять суть мироздания, а сама она неизменна, такая какая есть.

И некоторые культурные, религиозные традиции имеют ответ на этот вопрос. Некоторые религии, такие как христианство или некоторые разделы индуизма полагают, что мир создан Богом. И подобной веры люди придерживались тысячелетиями, они верили, что богом была создана земля, сотворен мир. И это мировоззрение принесло пользу огромному количеству людей, поэтому нам следует уважать эту точку зрения.

Сегодня существуют различные точки зрения и теории по поводу происхождения Вселенной. Некоторые религиозные традиции считают, что Вселенная и мир полностью созданы Богом. В других религиозных традициях, например, в Буддизме, говорится о карме, то есть происхождение мира объясняется с точки зрения закона причины и следствия. Эта тема не относится напрямую к астрологии джунгци, но, тем не менее, мне следует ее коснуться. Поскольку четыре элемента «джунгва ши» вовлекаются в тему взаимозависимого происхождения всех явлений.

Обычно люди задаются вопросами: «Откуда я взялся?», «Кто я?», «Какова моя роль в этой Вселенной?», «Как я связан со всем этим?», «Как все это произошло?», «Куда все это идет?», «Каким образом все это кончается?», «Где конец?». Таковы основные вопросы.

Но в буддизме дается другой ответ на эти вопросы. Буддизм говорит о бесконечности и безначальности сансары — круговорота рождения и смерти. Она никогда не начиналась. Это означает, что у сансары нет начала. В таком случае люди еще больше запутываются: «Как это так – нет начала?». Но с другой стороны этот ответ тоже может быть неудовлетворительным. Если мы получаем такой ответ, то мы резонно можем спросить: «А что это занчит?» Тогда возникает следующий вопрос: «Почему не было начала?» Потому что, если у сансары нет начала, это означает, что и у меня нет начала, а мы очень привязанны к своему я, мы с очень большим трепетом относимся к себе, к тому, что мое, к своему эго. Поэтому у нас возникает недоумение. Из-за этой привязанности к своему я, наше я бывает очень определенно и обусловленно, и возникают пять психофизических агрегатов (скандх[1] – групп привязанности). Когда мы отвечаем на этот вопрос о пяти скандхах, тогда возникает следующий вопрос: «Откуда тогда произошло наше тело, кожа, кости и т.д.?» И мы отвечаем на это вопрос: «Мы произошли от своих родителей, а они от своих родителей и т.д. Через какое-то время мы не удовлетворяемся этим. Мы можем уйти вглубь на миллиноны лет и все же логически мы не сможем найти начала, откуда это вообще все?

Существеут научная теория образования мира – теория большого взрыва. В науке считается, что большой взрыв послужил началом образования мира и произошел около пятнадцати миллиардов лет назад. Любопытно, что объяснение мироустройства в буддизме очень близко совпадает с современной наукой. В буддизме исчисление таких больших промежутков времени как милиарды лет производится в эонах. И то количество эонов назад, когда мог образоваться мир, согласно буддийской теории, совпадает или, по крайней мере, очень близко к тому, что открыла наука. И все же когда мы доберемся до истоков образования мира, все равно возникнет вопрос: «Как же так, если сансара не имеет никакого начала, а мы говорим о начале, тогда согласно теории кармы и закону причины и следствия, если что-то произошло, оно не могло произойти просто так, ведь у каждого явления всегда есть какая-то причина?» С точки зрения буддизма, у всего, что возникает, всего, что появляется, есть своя причина. У всякого явления есть своя причина, и так можно углубляться все дальше и дальше.

Итак, если мы доберемся до истока большого взрыва, у нас возникнет вопрос: «Что было до этого?» И мы можем предположить, что до большого взрыва произошел еще один, а до него еще один взрыв и их было миллионы, а где было начало неизвестно. Таким образом, начала не существует. Это понятно. И многие ученые очень интересуются этой теорией.

Так же происходит в теории пяти элементов. Грубый уровень элементов и тонкий уровнь элементов, они не имеют начала. В «Абхидхармакоше» энциклопедии Абхидхармы буддийского философа Васубандху — учении, которое систематично и абстрактно описывает мироустройство и явления природы, дается особое объяснение происхождения мира.

Итак, о каких же элементах идет речь? Это очень тонкий уровень элементов. «Джунгва» — это такие элементы, которые никто не создавал, они возникли естественным образом. Безусловно, существует закон причины и следствия. На самом тончайшем уровне существовали причины появления элементов. Эти элементы проявляются на самом тончайшем уровне. Существуют тончайшие атомы, которые являются причиной появления элементов, всех феноменов. А внешний мир, внешняя вселенная и внутренние явления – это живые существа — все это соотносится, связано и находится во взаимозависимости с элементами джунгва. Элементы – это некие частицы, энергетическое проявление (или атомы) земли, воды, воздуха, огня. Обычно мы говорим о четырех элементах «джунгва ши» — земля (са), вода (чу), огонь (ме), ветер (лунг), а не о пяти элементах «джунгва нга» (в качестве пятого элемента в некоторых системах выделяют пространство (намка)).

Научные открытия, например, «Теория большого взрыва», будут близки объяснениям Абхидхармакоши. В «Абхидхармакоше» и тексте Нагарджуны говорится о мельчайших частицах, из которых все состоит. Эти частицы состоят из других более мелких частиц. Современные научные исследования пришли к тем же результатам, что и древние ученые. Древние буддийские знания совпадают с современными научными исследованиями. Конечно же, уровень атомов и уровень элементов не является в точности одним и тем же. Земля (са), вода (чу), огонь (ме), ветер (лунг) – это первоэлементы, являющиеся тончайшими энергиями. Их мы еще коснемся позже.

Вернемся к интерпретации термина «джунгци». Итак, «джунг» — это первоэлементы. Теперь выясним что же такое «ци», вторая часть слова. «Ци» – это астрология. В астрологии джунгци у нас нет сложных вычислений, как, например, в карци, здесь мы в основном сравниваем элементы.

 

Тибетская астрология, медицина и психология

Джунци – астрология элементов имеет связь с тибетской медициной и ритуалами. Я думаю соединять астрологию и тибетскую медицину очень полезно, это своего рода сотрудничество, поскольку, если у вас есть какой-то тяжелый пациент, и вы не знаете какой метод лечения к нему применить, вы можете составить астрологический гороскоп, в котором можно будет увидеть причины заболевания, дальнейшие предсказания по поводу лечения заболевания и какие-то подсказки.

В том числе в астрологии есть такая система помощи как духовные ритуалы и практики. Непонятных пациентов, больных которых уже невозможно лечить лекарствами можно попробовать лечить с помощью ритуалов.

Кроме того, тибетская астрология тесно связана с психологией. И очень часто, особенно в наше время, у людей существует множество проблем, тяжелых ситуаций, жизненных трудностей и, соответственно, психологических проблем. Когда вы работаете с пациентом, вам часто приходится давать рекомендации на короткие или на длинные периоды времени. Пользуясь астрологическими знаниями, вы можете дать хорошие и грамотные советы на такие вопросы, которые беспокоят человека. То есть работать в качестве психолога. Это очень хорошая рекомендация, медицина и психология очень важны.

Тибетская психология сильно отличается от западной психологии. Например, в тибетской психологии считается, что существует пятьдесят один орган сознания, мы их изучаем. И, конечно, тибетская психология основана на сострадании. Что касается западной психологии,  на западе изучается множество деталей и оказывается, что результат можно получить только на короткое время. Но задача психологии должна заключаться в правильной мотивации, чистой мотивации и помощи на длительное время. Западная же психология помогает на короткое время.

[1] Пять скандх (санскр., тиб. phung po), из которых, согласно Абхидхарме, слагается каждое отдельное существо: форма (gzugs, рупа); ощущение (tsor ba. ведана); различение (‘du shes, санджня); умственные образования или волевые акты (‘du byed, санскара) и сознание (rman shes, виджняна).

Отрывок из книги «Основы тибетской астрологии»,

составитель и редактор Татьяна Ульянова.